О горловом пении.
Горловое пение известно у многих народов Европы, Азии, Америки. Но название «горловое пение» условно. Горловым пением скорее занимаются оперные певцы, а «горловики» поют брюшной полостью, небом, языком и… сердцем. В Туве, которая считается историческим центром этой традиции, такое пение называют "хоомеем". На Алтае - каем.
Происхождение кая - загадка. Одна из версий гласит, что традиция петь двумя голосами пошла от шаманов - один голос является голосом шамана, а второй – догадайтесь сами. Другая версия гласит, что горловое пение возникло как подражание хомузу (варгану), обладающему мистическим двухголосием.
Алтайский кай, в отличие от тувинского хоомея, прежде всего, связан с рассказыванием легенд. Человек, поющий кай называется – кайчы (сказитель). Под аккомпанемент сакрального инструмента – топшуура – кайчы-сказитель поет довольно крупное эпическое произведение, которое подчас исполняется в течение четырех-пяти ночей. Постепенно погружаясь в транс, кайчы уводит слушателей в мир древних сказаний и легенд, в далекие и прекрасные земли Горного Алтая с его величественной, неповторимой природой и чистыми сердцем людьми.
В 20 веке кай переживал периоды расцвета и затишья. В начале 20-х годов известными кайчы были: Григорий Алексеевич Калкин, Табар Чачиеков, Шуну Ялатов. Их имена остались на веки в истории Алтая. Калкина за его неоценимый труд, сохранивший это искусство для Алтая и всего мира, обогативший мировую культуру, назвали Гомером 20 века. Впоследствии искусство горлового пения отчасти забывалось, отчасти преследовалось и подавлялось.
За последние 10-15 лет кай снова обрел силу и звучит во весь голос. И голос его слышен на весь мир. Заслуга в этом принадлежит самим алтайцам. На сегодняшний день на Алтае живут и творят несколько интересных музыкальных коллективов и выдающихся сольных исполнителей. Среди всех этих замечательных людей хочу выделить Болота Байрышева. Расскажу немного о нем.
Открыт официальный сайт Болота Байрышева (